В ходе изучения религиозных верований коряков, на границе XIX-XX вв., В. Иохельсон пришёл к выводу, что их концепция природы очень близка представлению о природе индейцев, населяющих побережье северной части Тихого океана. В то же время в ней прослеживаются идеи эскимосов.
Корякский взгляд на природу очень примитивен. Всё видимое, явления природы, животные, растения, камни, реки, ветер, туман, облака, небесные светила, а также всё воображаемое – духи и божества рассматриваются как живые существа, за внешним видом которых скрывается их антропоморфная сущность. Каждый человек может превратиться в человека, сбросив верхнюю оболочку (так, например, облако превращается в облачного человека). Домашняя утварь, орудия труда, части жилища существуют сами по себе. В то время, когда на земле появился человек, трансформация животных и предметов в людей была обычным делом. Для человека тоже не составляло труда принять вид животного. Позже, природа вещей оставалась такой же, но процесс трансформации объектов из одного состояния в другое стал невидимым для человека. Только шаманы могли наблюдать превращение объектов и сами трансформировались по велению духов, которые в них вселялись.
Представление коряков о Вселенной очень расплывчато. Они полагали, то существует 5 миров: наша Земля, 2 мира над Землёй и 2 под ней. Нижний из верхних миров заселён Облачными людьми; самый же верхний мир является домом для Высшего Существа. Из нижних миров, тот, что расположен ближе к Земле, заселён калау, а самый нижний – тенями умерших. Есть также предположение, что оба верхних мира слились в один, где живёт Высшее Существо и Облачные люди. Нижние миры также стал одним, разделённым на части, где живут калау, умершие и другие обитатели.
Примитивные взгляд коряков на природу постепенно разрушается. Береговые (осёдлые) коряки севера Камчатки в нач. XX в., по свидетельству Иохельсона, сохранили свой язык, но, уже будучи обращёнными в Христианство, стали забывать свою первоначальную религию. То же самое можно сказать и о береговых коряках – олюторцах, которые после принятия Христианства сохранили большую часть своих мифов. Кочевые же (оленные) коряки и те осёдлые коряки, что живут вдоль тихоокеанского побережья севернее мыса Олюторского и на берегу Пенжинского залива, в большей степени сохранили свою религию. Попытки русских обратить их в православную веру до этого времени были тщетными.
Однако, несмотря на тот факт, что Христианство было принято коряками в ограниченной мере, их собственная религия в нач. XX в. приходила в упадок, что было вызвано частыми контактами с русскими купцами и казаками, которые с насмешкой относились к религиозным верованиям коряков и их обрядам. Религия сводилась только к соблюдению обрядов и табу, значение которых было постепенно утеряно. Религиозные мифы изменялись в сказания с размытым смыслом или было совершено забыты.
Согласно данным переписи
Уезды |
Христиане |
Язычники |
Гижигинский |
1416 |
3018 |
Петропавловский |
1727 |
948 |
Охотский |
244 |
0 |
Анадырский |
0 |
177 |
Естественно, многие из крещённых коряков были таковыми только формально. Среди коряков были попытки совместить обе религии.