Большого Ворона коряки считали основателем мира. Корякское имя Ворона – Куйкиняку или Куткиняку. Камчадалы его называли Кутх, Кутху или Кутча, чукчи – Куркил. Большого Ворона также называли Большим Отцом (осёдлые коряки) и Создателем (кочевые). Иногда в одном мифе встречается оба эти имени.
Все рассказы о Большом Вороне входят в цикл мифов о Вороне, которые популярны как на американском, так на азиатском побережье северной части Тихого океана. Но если Куркил чукчей и Ворон индейцев Северной Америки фигурирует только в их мифологии, Большому Ворону отводится важная роль в религиозных ритуалах коряков. Как герой и всех других мифов о Вороне, Большой Ворон коряков выступает только в качестве преобразователя мира, т.к. мир существовал и до его появления. Его созидательная активность сводится к открытию скрытого, превращения одного в другое и, поскольку коряки одушевляют всё существующее в природе, изменению формы живой субстанции. Некоторые вещи он приносит на землю в готовом виде с небес от Высшего Существа. Большой Ворон выступает в роли первого человека, прародителя и защитника коряков, но в то же время он – могущественный шаман и сверхъестественное существо. Его имя фигурирует во всех заклинаниях. Произнесённое имя Ворона является средством лечения больных. Предполагается, что Большой Ворон присутствовал на каждом шаманском обряде.
В некоторых мифах наряду с Большим Вороном, который превращается в птицу только когда надевает перья, выступает и настоящий ворон как представитель птиц своего вида – смешной и презираемый персонаж, питающийся падалью и экскрементами, и не имеющий никакого отношения к культу. У коряков не считают грехом убить ворона.
Большой Ворон жил в землянке подобно прибрежным корякам, но в то же время у него было и стадо оленей, и его сыновья скитались вслед за ним, как и кочевые коряки. Такой образ жизни до сих пор существует у коряков Северной Камчатки и коряков-олюторцев. Создаётся впечатление, что мифы, описывающие такой образ жизни, пытается сгладить антагонизм между морскими и оленными коряками, который можно проследить в некоторых сказаниях.
У Большого Ворона была семья. Его жена выступает только под одним именем – Миты. Это имя также упоминается в заговорах и заклинаниях. В сказаниях Миты показана более умной, чем Ворон. У них много сыновей и дочерей. Из всей детей наиболее популярны их сын – Эмемнут (Большой Свет) и дочь – Йунеанеут. Упоминаются и многие другие родственники Ворона. Все мифы о Большом Воне и его родственниках также противоречивы, как и те, что рассказывают о его появлении на Земле. В отношении этого существует множество различных мнений. Некоторые коряки говорят, что это случилось однажды, когда при натягивании ножа Высшим Существом часть пыли от точильного ножа упала на землю и превратилась в человека, и тем был Большой Ворон. Другие считают, что Ворон был создан и послан на Землю Высшим Существом для наведения порядка. Большой Ворон научил людей ловить рыбу и морских животных; он дал им бубен и принадлежности для добывания огня; защитил от злых духов, научил заклинаниям против болезней, но он также и сделал людей смертными.
Никто не знает, куда исчез Большой Ворон. Он наказал своим потомкам сжигать умерших, но своё тело он после смерти приказал поместить в отдельное жилище, которое следовало закрыть. И жилище, и умерший Большой Ворон превратились в камень. По другому поверью, Большой Ворон ушёл из земли коряков, никто не знал куда. Некоторые говорят, что он ушёл потому, что недоволен людьми, которые перестали следовать его советам.